Интервью и выступления

Руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, министр Правительства Москвы С.Е. Черемин в гостях у радиостанции «Голос России»

Программу ведет Константин Косачев.

Косачев: Здравствуйте, уважаемые слушатели радиостанции "Голос России"! С вами, как всегда, я, Константин Косачев, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ.

У нас в студии, как всегда, интересный собеседник. Я чуть позже представляю нашего гостя. Но сначала я хотел бы немножечко объяснить причины, по которым он оказался в нашей студии. Я как автор этой программы стараюсь все-таки говорить меньше, чем мои собеседники, но оставляю за собой право выбрать тему для разговора. А сама по себе тема, разумеется, определяется событиями, которые происходили у нас в России или за рубежом в последнее время.

В данном случае поводом собраться у нас в студии в этом составе послужило событие, произошедшее на прошлой неделе, может быть, не столь громкое для праздной публики, но очень важное и содержательное для тех, кто, что называется, понимает. Я имею в виду очередное заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранный дел России. Совет появился не так давно - в 2003 году. Собирается он не так часто - два раза в год, один раз в шесть месяцев. Совещание, заседание, о котором я веду речь, было юбилейным - двадцатым.

Появился этот формат общения федеральных и региональных структур власти в соответствии с рекомендациями Государственного совета, и, разумеется, в развитие соответствующих решений президента РФ, который, с одной стороны, предписал оказывать содействие российским регионам в развитии их международных и внешнеэкономических связей всем заинтересованным ведомствам, а, с другой стороны, определил функцию Министерства иностранных дел как федерального органа, координирующего различные вопросы международной деятельности: и внешнеполитической, и внешнеэкономической, в том числе в их региональном измерении.

Так появился этот совет. Его состав подвержен ротации с точки зрения представленности в нем субъектов РФ, но он относительно стабилен в части, касающейся представленности федеральных органов власти. Это, разумеется, Министерство иностранных дел, Министерство регионального развития, Министерство культуры, Министерство образования, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство по туризму, не в последнюю очередь наше Россотрудничество. Но, повторю еще раз, основу этого совета, который всегда собирается под личным руководством министра иностранных дел Сергея Викторовича Лаврова, составляют, разумеется, представители регионов, главы субъектов федераций.

Именно поэтому в нашей студии гость (теперь я его представлю) - Сергей Евгеньевич Черемин, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Я не буду утверждать, что это главный субъект РФ. Все субъекты у нас, конечно же, одинаково важны и существенны. Но, безусловно, Москва в этом ряду занимает абсолютно особое место, в этом никто не сомневается. И поговорить о внешнеэкономических и международных связях Москвы с человеком, который формирует соответствующую политику, является министром правительства Москвы, особенно интересно.

Сергей Евгеньевич, добро пожаловать в нашу студию! Спасибо, что вы откликнулись на этот разговор. Сразу хотел бы объяснить, что в заседании Совета глав субъектов РФ при Министерстве иностранных дел РФ Сергей Евгеньевич участия не принимал, потому что сейчас Москва не входит в состав субъектов федерации, которые в этот период - 2012-2013 годы - его образуют. Но это никоим образом не означает, что Москва этим как-то дискриминируется и выводится за скобки. Наоборот, многие надежды тех, кто ориентирован на активность субъектов федерации в этой сфере, конечно же, связываются именно с Москвой, с ее потенциалом, возможностями, активностью.

Сергей Евгеньевич, всегда люблю задавать вначале вопросы, если не провокационные, то, может быть, неожиданные, чтобы настроить собеседника на живой разговор. Я обратил внимание на то, что федеральный закон, который эту сферу деятельности регулирует, он был принят в 1998 году, - закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федераций. А в названии вашего департамента сначала внешнеэкономические, а потом международные связи. Это случайность, или это осознанный выбор, или, точнее, интерпретация того, что для Москвы как для субъекта РФ экономика, внешнеэкономические связи - это все-таки основной смысл ее международной деятельности?

Черемин: Большое вам спасибо за то, что вы пригласили меня в эту студию, и за возможность поделиться с радиослушателями соображениями о том, как развиваются внешнеэкономические и международные связи города Москвы. Вы совершено правильно сказали, что Москва - один из крупнейших субъектов РФ и с точки зрения экономической мощи, наверное, по праву может считаться субъектом номер один. Это ярко демонстрируют цифры валового регионального продукта Москвы - это более 320 миллиардов долларов США, что сопоставимо с таким странами, как Австрия.

Москва имеет очень большой бюджет - более 55 миллиардов долларов США, что опять же сопоставимо с такими странами, как Украина. Поэтому можно с полной уверенностью говорить, что здесь Москва является флагманом, в том числе и во внешнеэкономических связях. Обусловлено это не только тем, что в Москве сосредоточены штаб-квартиры ведущих компаний, ведущих организаций, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, но и опять же потенциалом самой промышленности Москвы, тем, что здесь сосредоточены очень серьезные научные кадры. Москва является лидером с точки зрения количества высших учебных заведений.

Все это создает предпосылки для того, чтобы мы могли говорить, что Москва по факту становится международным финансовым центром. И это одна из наших серьезных задач - продвижение образа Москвы и пропаганда как международного финансового центра. Конечно же, мы, наверное, должны говорить о некоторых стадиях этой работы. Прежде всего она станет, скорее всего, региональным финансовым центром для стран СНГ и затем эволюционирует в полноценный международный финансовый центр.

Сегодня Москва осуществляет свои международные связи с более чем 150 странами. Мы даже имеем своеобразный институт экономического представительства в ряде стран, там, где у нас присутствуют дома Москвы. Это Прибалтика, Армения, София, ряд других стран. Мы стараемся форматировать работу Департамента внешнеэкономических и международных связей таким образом, чтобы в первую очередь, конечно, превалировали экономические интересы Москвы, потому что международная деятельность сама по себе очень важна, но мы ее считаем все-таки прерогативой федеральных органов.

Поэтому Москва здесь взаимодействует в рамках той политики, которую проводят Министерство иностранных дел России, Россотрудничество, другие федеральные ведомства. И мы стараемся, чтобы тот вклад, который Москва как крупнейший субъект РФ с экономической точки зрения вносит в осуществление и внешнеэкономической, и международной деятельности, оставался, по крайне мере, таким же значимым, каким он был ранее.

И, несмотря на то, что у нас сейчас перераспределяются доходы от естественных монополий, таких, как "Газпром", крупнейшие нефтяные компании, в сторону других субъектов РФ, Москва по-прежнему имеет хороший сбалансированный бюджет развития, самый крупный в РФ, который мы направляем на 16 целевых государственных программ. В основном это модернизация городского хозяйства, это наши социальные крупные программы: образование, здравоохранение. И внешнеэкономическая составляющая очень важна для того, чтобы поддерживать этот бюджет, в том числе и сбалансированно.

Косачев: Я принимаю этот ответ. Он совершенно исчерпывающим образом отвечает на мой вопрос. Спасибо.

Вы упомянули о ваших представительствах, так называемых домах Москвы во многих странах. Я вам могу признаться, что совершенно неожиданным для себя образом обнаружил здесь если не конкуренцию, то, во всяком случае, попытку столкнуть Москву с Россотрудничеством. Речь идет о государствах Балтии. Вы упомянули, что у вас есть дома в Риге.

Так вот, когда мы попросили латвийские власти, точнее, предложили им заключить межправительственное соглашение о взаимном открытии культурно-информационных центров национального уровня, соответственно, в Риге и Москве, нам было отказано под предлогом того, что в Риге и так все в порядке. Там есть Дом Москвы, зачем что-то еще? Я понимаю, что это логика уязвимая, скажем мягко, потому что мы совершено точно друг другу не конкуренты. Более того, во многих столицах не просто хорошо уживаются, но замечательно дополняют друг друга и сотрудничают Российский центр науки и культуры, действующий под эгидой Россотрдуничества, и дома Москвы, действующие под эгидой правительства Москвы.

Но в случае с Латвией таким образом поступили с нами латвийские власти, не позволяют нам учредить этот дом. В Таллине немножечко другая история, но примерно та же самая, притянутая за уши логика. В моем представлении эта логика отталкивается от того, что официальные власти этих стран опасаются того, что Россия, будь то на федеральном, будь то на региональном уровне, будет как-то по-особому работать с соотечественниками, формируя из них некую пятую колонну, если выражаться языком этих государственных деятелей, которая каким-то образом будет входить в диссонанс с государственными интересами того или иного государства. Ладно, оставим это на их совести.

А можно все-таки рассказать о том, чем занимаются дома Москвы? Я бывал в вашем Доме Москвы в Севастополе, в Минске. Побывать в Софии пока не успел. Что это - инструмент для поддержания наших соотечественников, обеспечение связей с нашими соотечественниками, вовлечение их в какую-то сферу активности, которая интересует Москву? Либо реализация каких-то крупных международных, внешнеэкономических, туристических, инвестиционных проектов? Как задумывались и как действуют дома Москвы? Насколько вы довольны их эффективностью? Насколько они востребованы?

Черемин: Вы знаете, наверное, несколько слов о некотором лукавстве, которое власти Латвии использовали, отказывая вам в размещении представительства Россотрудничества. Да, действительно, в Риге достаточно давно существует Дом Москвы. Я думаю, что это один из наших лучших домов, на базе которого мы проводим в основном политику поддержания экономического присутствия непосредственно в Латвии и политику наших гуманитарно-культурных связей.

В Доме Москвы регулярно проводятся концерты различных музыкальных коллективов, выступления известных писателей, выставки художников. На постоянной основе проводятся мастер-классы различных наших специалистов, читаются лекции о культуре. Очень важным направлением является поддержка русского языка и взаимодействия с теми, кто не хочет терять контакт с родиной, в том числе с Москвой. Деятельность домов Москвы - в основном это, конечно же, культурно-гуманитарное сотрудничество.

Мы стараемся сделать так, чтобы дома Москвы не получали бюджетных субсидий из бюджета Москвы на свою деятельность, а старались все-таки зарабатывать, в том числе и упрощая внешнеэкономическое сотрудничество между нашими странами, оказывая поддержку тем бизнесменам, которые хотят работать с Москвой или с РФ. То есть мы стремимся, чтобы они стали своеобразными торговыми представительствами Москвы и, может быть, оказывали содействие в том числе в установлении отношений между теми организациями, которые в Москве зарегистрированы, и их контрагентами в странах присутствия.

Конечно, можно говорить о том, что Дом Москвы, например, в Севастополе - это дань нашим дружественным отношениям непосредственно с Украиной. Исторически Севастополь всегда был гордостью России. Недавно мы впервые за всю новейшую историю России совместно провели парад кораблей Черноморского флота, в котором участвовали одновременно корабли и украинского, и российского Черноморского флота, было единое мероприятие.

В том числе на базе Дома Москвы были проведены встречи с ветеранами, была организована фотовыставка. Мы недавно осуществили такую значимую акцию, как передача самых современных троллейбусов городу Севастополю в качестве поддержки Москвой той инфраструктуры, которая работает и на наших соотечественников, ветеранов, жителей Севастополя, и, конечно же, на моряков Черноморского флота.

Наши дома Москвы инициируют, организуют подобные мероприятия и сопровождают их. Я думаю, что вряд ли мы здесь можем составлять конкуренцию федеральным органам власти опять же в силу того, что у нас совершено несопоставимые бюджеты на деятельность. Но там, где мы не присутствуем, мы с радостью используем представительство Россотрудничества.

В частности, недавно мы проводили Дни Москвы в Дели. Мы провели изумительный концерт такого известного мирового коллектива, как "Виртуозы Москвы", организовали выставку. Мы очень благодарны вашим коллегам, что там, где у нас нет домов Москвы, они нам помогают проводить такие значимые международные мероприятия. Поэтому о конкуренции нет никакой речи.

Косачев: Это замечательный пример, я имею в виду, как мы замечательно можем взаимно дополнять друг друга. Я хочу подтвердить, что там, где нет домов Москвы, Российские центры науки и культуры, которые, я подчеркиваю, не являются представительствами Россотрудничества, а являются представительствами России, а значит, и российских регионов, они в полном вашем распоряжении. Насколько я понял, таких домов Москвы у вас за рубежом примерно десять?

Черемин: Чуть меньше.

Косачев: А есть какие-то планы по расширению, по сокращению, или это оптимальное число, и вы считаете, что так оно и будет в ближайшие десятилетия?

Черемин: Мы сейчас достраиваем два дома. Один из них мы планируем ввести в Литве, в Вильнюсе. И у нас сейчас финальный этап отделки нашего Дома Москвы в Сухуме, который тоже станет культурным центром гуманитарного присутствия Москвы. Дальнейших планов по увеличению численности домов Москвы у нас пока не существует.

Косачев: У меня такой вопрос. Посмотрел статистику в части расходов субъектов федерации на поддержку соотечественников за рубежом на 2012 год. То, что мне дали официальные данные: в общем и целом из федерального бюджета на эти мероприятия - еще раз повторю, на поддержку соотечественников из федерального бюджета - выделяется 789 миллионов рублей, МИД России - 360 миллионов, Минобрнауки, разумеется, Минкультуры. А расходы субъектов федерации в 2012 году в сумме составляют около 415 миллионов рублей - тоже весьма серьезная сумма, в том числе более половины из бюджета Москвы - это 225 миллионов рублей, за что спасибо городу Москве, я думаю, от имени всех соотечественников, которые оказываются участниками этой программы.

Но тут вопрос, который часто задают соотечественники, наблюдающие за событиями, происходящими в России. Из той же статистики следует, что скажем, расходы Москвы по сравнению с предыдущим годом остались примерно таким же. В 2011 году было 214, в этом - 225 миллионов, по моей статистике, поправьте меня, если я не прав, в то время как Санкт-Петербург выделяет гораздо меньшую сумму, но в процентном соотношении в 2012 году он выделил средств в два раза больше, чем в прошлом году.

Что это - компенсация Санкт-Петербургом отставания прошлых лет, или это все-таки переориентация интересов Москвы на какие-то другие проекты по сравнению с тем, что до сих пор делалось и продолжает делаться в части поддержки соотечественников, проживающих за рубежом? Какова динамика? Каковы приоритеты на будущее?

Черемин: Динамика у нас только положительная. В 2011 году бюджет программы по поддержке соотечественников составлял 214 миллионов рублей, как вы совершенно верно отметили, 225 - в 2012 году, и на 2013 год нами запланировано 240 с лишним миллионов рублей. Это не включает в себя мероприятия, которые мы будем финансировать на территории Севастополя, а это еще более 70 миллионов рублей.

Можно с уверенностью сказать, что мы более 310 миллионов рублей в следующем году направим на мероприятия, в различной степени связанные с поддержкой соотечественников. Поэтому у нас рост в этом году составил более 30 процентов. Наверное, мы вряд ли угонимся в каких-то цифрах в сравнении с Санкт-Петербургом, но 310 миллионов рублей, если взять общие затраты субъектов федерации, которые составляют более 400 миллионов рублей, то Москва здесь осуществляет львиную долю, несет финансовое бремя по программе поддержки соотечественников.

Косачев: Справедливости ради подтверждаю ваши слова. Могу огласить абсолютную цифру по Санкт-Петербургу. Удвоенная по сравнению с прошлым годом, она достигла уровня 75 миллионов рублей. Все равно это, конечно, значительно меньше, чем то, что выделяет на эту работу Москва.

А каков механизм использования этих денег? Кто принимает решение, что из этих 225 или 310 миллионов рублей столько-то пойдет на Севастополь, а столько-то пойдет, предположим, в Абхазию или в Индию и на какие программы? Что из этого уйдет на книжки, а что на троллейбусы? Каковы механизмы принятия соответствующих решений?

Черемин: Механизм принятия очень простой. Все мероприятия, программы утверждаются правительством Москвы. Нашим департаментом предварительно вносится предложение, как мы рекомендуем распределить указанные средства. Как в прошлом году, так и в этом году правительство Москвы планирует утверждать все направления использования этих средств и ключевые мероприятия.

Что касается распределения средств, которые выделяются на поддержку Черноморского флота и непосредственно города Севастополя, то у нас существует наблюдательный совет из представителей департамента правительства Москвы, руководителей города Севастополь и общественности, на котором мы принимаем решение об использовании этих средств. При этом мы стараемся не распылять их так, чтобы, казалось бы, мероприятий очень много, но они совершенно незначимые и быстро канут в Лету, и никто о них не вспомнит уже на следующий день после того, как они проведены.

Стараемся проводить именно знаковые акции. Мы подарили Севастополю троллейбусы. В этом году мы планируем подарить 5 пожарных автомобилей городу Севастополю. На всех этих машинах написано: "Москва в дар Севастополю". То есть это такая своеобразная акция, которая показывает населению, что Москва всегда рядом.

Когда ветераны, жители Севастополя садятся в эти новые троллейбусы (кстати, мы осуществили туда поставку самых современных троллейбусом, которые еще не бегали даже по улицам Москвы в прошлом году, поэтому это тоже такое знаковое событие), конечно, они видят такие значимые вещи и по-другому относятся к Москве и к тому, что делается правительством Москвы. Скажем так, таким сотрудничеством между субъектами мы стараемся снимать все элементы негатива между нашими странами.

Косачев: Сергей Евгеньевич, вы говорите: "люди видят", "люди понимают", "люди по-другому относятся". А какая реакция москвичей? Вы не сталкиваетесь с тем, что кто-то скажет: "Они тут не могут лампочку в подъезде ввернуть, тротуар заасфальтировать, а мои деньги отдают в Севастополь и Сухум".

Черемин: Наверное, всегда можно найти недовольных чем-то. Но сегодня правительство Москвы проводит все мероприятия по поддержке городского хозяйства, в первую очередь Москвы. Вы видите, как меняются наши дворы, какие современные троллейбусы начали бегать по московским улицам, заменен практически полностью старый автобусный парк, в ближайшее время в город начнут поступать новые трамваи, меняются вагоны метрополитена. Москва стала намного чище, красивее, на мой взгляд.

Конечно же, все это благодаря тому, что мы, если можно так выразиться, повернулись лицом к городу и сделали наших жителей участниками политики управления городом. Причем мы стараемся отслеживать все настроения населения, сокращаем максимально сроки реагирования на те или иные жалобы, с которыми люди обращаются в правительство Москвы.

Мне кажется, что Москва меняется буквально на глазах. Гигантские ресурсы, которые выделены в систему здравоохранения, в систему образования, качественно меняют облик города и сам стиль жизни. Можно с полной уверенностью говорить, что Москва становится все более и более комфортной для проживания.

Косачев: Сергей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, упомянутые вами Дни Москвы в Риге, в Минске, в Дели (вы об этом рассказывали) - это все-таки культура, это "Виртуозы Москвы", о которых вы упомянули, или это и другие темы - туризм, инвестиции?

Черемин: Это, наверное, можно назвать Днями культуры Москвы и Днями экономики Москвы одновременно, потому что в рамках Дней Москвы мы стараемся проводить не только мероприятия культурно-гуманитарного характера, но они у нас сопровождаются бизнес-форумами, где мы стараемся устанавливать новые контакты, рассказывать о том, что происходит в Москве, как развивается московская агломерация. А это вызывает огромный интерес у бизнесменов, в том числе и с точки зрения инвестирования в наши такие амбициозные проекты, как строительство новой Москвы, например.

Косачев: А есть какой-то план на сайте, где будут следующие Дни Москвы, чтобы наши соотечественники и те, кто интересуются Москвой, увидели и подключились? Какие ближайшие планы?

Черемин: Мы направили план нашей деятельности на первое полугодие на утверждение правительства Москвы. Я думаю, что в декабре этот план будет принят и вывешен на нашем сайте.

Косачев: Спасибо. Я хотел бы обратить внимание всех наших радиослушателей, что план международной и внешнеэкономической деятельности правительства Москвы появится ориентировочно до конца этого года на сайте Москвы. Все интересующиеся и желающие посотрудничать, повзаимодействовать могут обязательно в этом поучаствовать.

В нашей студии был Сергей Евгеньевич Черемин, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Он в нашем эфире подтвердил сохраняющийся интерес Москвы к международными, внешнеэкономическим связям, к программам поддержки соотечественников и готовность далее активно развивать свою деятельность в этом направлении, за что отдельное спасибо. Спасибо, что вы были с нами в студии.

С вами был я, Константин Косачев, руководитель Россотрудничества и спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ.

Смотрите нас, слушайте нас, спорьте с нами. Но, самое главное, будьте с нами. До новых встреч в эфире!

Радио «Голос России»